Федеральный деловой журнал «Тренды. События. Рынки». Август 2013 г.

Повышая надежность двигателя АЛ-31СТ: шаг за шагом к цели

 

В следующем году ЗАО «Уфа-АвиаГаз» – дочернему обществу ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», одного из крупнейших авиадвигателестроительных предприятий России, – исполняется 15 лет. Компания, изначально выполня­вшая инжиниринг и поставку газотурбинных двигателей и оборудования производства ОАО «УМПО», сегодня является полноценн­ым игроком на рынке газоэнергетическо­го оборудования России. География деятельности компании простирается на тысячи километров от Санкт-Петербурга до Нового Уренгоя, от Астрахани до Ухты.

-----------------------------------------------

В настоящее время предприятие осуществляет поставку продукции ОАО «УМПО» и ОАО «НПП «Мотор» (Уфа), активно сотрудничает с АО «Мотор Сич» (Украина), ОАО НПО «Искра» (Пермь) и многими другими производителями газоэнергетического оборудования. Основным заказчиком компании является ОАО «Газпром».
ЗАО «Уфа-АвиаГаз» проведены работы на восьми газотранспортных предприятиях России; поставлено 26 газоперекачивающих агрегатов и 83 двигателя АЛ-31СТ (производства ОАО «УМПО») и Д-336-2Т (производства АО «Мотор Сич», Украина) общей мощностью свыше 1500 МВт; реконструировано 17 компрессорных станций, в том числе более 40 ГПА различной мощности; проведено энергетическое обследование и техническое диагностирование оборудования на 50 объектах различных предприятий ТЭК; обеспечен ремонт 146 двигателей АЛ-31СТ (Н), Д-336-2Т и АИ-20.
– Отдельный масштабный проект, реализуемый ЗАО «Уфа-АвиаГаз» совместно со специалистами ОАО «УМПО» и ООО «Газпром трансгаз Уфа», – создание на базе газотурбинной электростанции ГТЭ-18 стенда для проведения эквивалентно-циклических испытаний (ЭЦИ) газогенератора двигателя АЛ-31СТ, – рассказывает генеральный директор ЗАО «Уфа-АвиаГаз» Сергей Куклин. – Целью испытаний является ускоренная «обкатка» конструктивных и технологических решений, направленных на повышение надежности двигателя и улучшение его эксплуатационных характеристик.
Стоит отметить, что запуску стенда предшествовала серьезная реконструкция ГТЭ-18. Существенно доработан выхлопной тракт, в котором установлена эжекторная система охлаждения выхлопных газов газогенератора, модернизованы системы автоматического управления пожаротушения и контроля загазованности ГТЭ. Управление стенда осуществляется с пульта АРМ оператора.
Пробный запуск стенда состоялся в ноябре прошлого года. К настоящему моменту лидерный двигатель успешно вышел на третий (из десяти запланированных) этап испытательной программы. Сегодня ЭЦИ проходят рабочие лопатки из двух различных по структуре и характеристикам сплавов ЖС-32ВИ и ЦНК-8МП. Особое внимание уделяется вибрационным характеристикам работы газогенератора. Для этого на промежуточном корпусе, корпусе опоры турбины высокого давления, корпусе камеры сгорания установлены трехкоординатные датчики с расширенным диапазоном частот 2-20000 Гц. По завершении каждого этапа проводится диагностика состояния рабочих лопаток вихретоковым методом.
– Окончание ЭЦИ лидерного двигателя с лопатками из двух сплавов запланировано на сентябрь 2013 года, – резюмирует С. Куклин. – Результаты исследований будут использованы для разработки мероприятий, внедрение которых позволит получить привод, отвечающий современным требованиям надежности и экологичности ОАО «Газпром».

Печатная версия