Корпоративный журнал ОАО «ГАЗПРОМ»
Корпоративный журнал ОАО «ГАЗПРОМ». Июль-Август 2014 г.

На вопросы журнала отвечает генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа» Шамиль Шарипов. 

сми 2-1

– Шамиль Гусманович, в этом году ваше предприятие отмечает 60­-летие. Что сегодня представляет собой ООО «Газпром трансгаз Уфа» и какое место оно занимает в системе «Газпрома»?
– Давайте судить об этом по производственным показателям. В прошлом году через нашу газотранспортную сеть прокачано порядка 100 млрд куб. м природного газа, 16 млрд из которых поставлено потребителям Башкортостана. Выполнен капитальный ремонт магистральных газопроводов на участках общей протяженностью свыше 72 км. На более чем 720 км газовых магистралей проведена внутритрубная диагностика и устранено порядка 5 тыс. дефектов. Осуществлен капитальный ремонт 24 газораспределительных станций (ГРС). На 20 ГРС проведены работы по комплексному диагностированию технологических трубопроводов. В настоящее время 82 наши станции функционируют в полностью автоматизированном режиме, 122 ГРС телемеханизированы. На компрессорных станциях выполнено 12 ремонтов газоперекачивающих агрегатов и более 150 регламентных работ по техобслуживанию оборудования. Производственные планы нашего предприятия на 2014 год предусматривают достижение аналогичных показателей. Параллельно с этим мы реализуем целевые программы по повышению энергосбережения и энергоэффективности. Продолжаем заниматься строительством объектов Канчуринско- Мусинского комплекса подземного хранения газа и расширением сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для увеличения использования в нашем регионе газомоторного топлива. Участвуем в мероприятиях, направленных на повышение надежности авиационного двигателя уфимского производства в составе газоперекачивающего агрегата (ГПА). Решаем социальные вопросы.
– Что предполагает программа реконструкции и модернизации предприятия?
– Наши долгосрочные планы строятся в соответствии с Перспективной программой развития ООО «Газпром трансгаз Уфа» до 2020 года. В ней мы комплексно подошли к вопросам дальнейшего повышения надежности и эффективности транспортировки газа. Если программа будет профинансирована в полном объеме, то к 2020 году мы введем в строй 27 современных ГПА с авиационным приводом, причем их общий парк сократится на 26 единиц. Также планируется реконструировать 230 км и отремонтировать 782,6 км газопроводов, полностью автоматизировать все 146 ГРС и завершить телемеханизацию объектов линейной части.
– Осенью 2012 года вы говорили, что одной из главных задач на тот момент было повышение надежности работы ГПА с авиационным приводом АЛ­31СТ производства Уфимского моторостроительного производственного объединения (ОАО «УМПО»). Решить ее вы предполагали в течение полутора­двух лет. Какова ситуация сегодня и как вы планируете действовать дальше в этом направлении?
– За прошедший период проделана большая работа. Благодаря активному сотрудничеству с производителем в 2013 году стало возможным поднять наработку на отказ двигателя, вдвое превышающую показатель прошлого года, до 9,3 тыс. часов против 4,7 тыс. в 2012 году, а также избежать аварийных съемов двигателей по причине разрушения рабочей лопатки и опоры турбины высокого давления. Проведены эквивалентно-циклические испытания (ЭЦИ) рабочей лопатки турбины высокого давления двигателя АЛ-31СТ, в результате которых подтверждена работоспособность лопатки из нового сплава. В настоящее время продолжаются ЭЦИ двигателя с обновленной опорой ТВД (460–2). По окончании запланированных мероприятий будет сформирован обновленный конструктивный облик двигателя АЛ-31СТ, позволяющий обеспечить его конкурентоспособность в среде авиационных приводов, применяемых в газотранспортной отрасли.
– Участвует ли ваше предприятие в работе по созданию в России унифицированного ГПА?
– Конечно же, наши специалисты принимали активное участие в формировании унифицированного агрегата. Ведь он должен стать важной единицей в линейке 16-меговаттных ГПА, готовых обеспечить потребность при строительстве новых и реконструкции старых объектов «Газпрома». Нисколько не умаляя достоинств нового агрегата, которые еще предстоит подтвердить, мы всё же надеемся на применение в нашем регионе ГПА с двигателем АЛ-31СТ.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего применения двигателей АЛ–31СТ на объектах ООО «Газпром трансгаз Уфа»?
– В текущем году планируется возобновить реконструкцию КС-17 Полянского линейного производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУМГ) и КС-19 Шаранского ЛПУМГ. На смену отработавшему назначенный ресурс ГПУ-10 должен прийти современный агрегат с приводным двигателем АЛ-31СТ, достигнутая надежность которого, а также высокие технико-экономические характеристики, заложенные при его проектировании, позволят обеспечить необходимый уровень эксплуатации, соответствующий современным требованиям «Газпрома». В процессе этой реконструкции будет демонтировано 14 агрегатов ГПУ-10 и установлено 6 новых ГПА-16Р-01 «Уфа». При подтверждении высоких эксплуатационных показателей работы ГПА с приводным двигателем АЛ-31СТ возможно их дальнейшее применение в качестве новых агрегатов а реконструируемых КС ООО «Газпром трансгаз Уфа».
– А какие еще ключевые проекты вашего предприятия вы могли бы назвать?
– Одним из наиболее актуальных для нас проектов также является расширение и реконструкция Канчуринско-Мусинского ПХГ. По завершении строительства, запланированного на 2017 год, установленная мощность хранилища должна составить 70 МВт, объем активного газа – около 5,5 млрд куб. м, максимальная суточная производительность – почти 50 млн куб. м. Реализация этого проекта позволит нам повысить надежность обеспечения пиковых нагрузок потребления газа в регионе в зимний период.
– Принята ли генеральная схема газоснабжения и газификации Башкирии? Что она предполагает и в какие сроки?
– Генеральная схема газоснабжения и газификации Республики Башкортостан, разработанная ОАО «Газпром промгаз», была утверждена в 2013 году. Выполнение предусмотренных в ней мероприятий позволит гарантировать надежную поставку газа как существующим, так и новым потребителям, а также обеспечит стабильное развитие инфраструктуры городов, в том числе на отдаленную перспективу, с использованием имеющихся запасов мощностей газотранспортной системы и сохранением стабильного топливно-энергетического баланса региона. При полной реализации мероприятий Генеральной схемы уровень газификации Башкортостана достигнет 98,7 %. Объемы поставок газа потребителям вырастут на 46 %. Будут газифицированы 674 населенных пункта, 656 тыс. квартир и домовладений.
– А как реализуется проект по закольцовке газораспределительной сети Уфы и что он предполагает?
– Генеральный план развития Уфы предполагает ввод новых промышленных и социальных объектов, требующих поставок дополнительных объемов газа, причем уже в самое ближайшее время. В частности, для жилого района «Забелье» и гостиничных комплексов для участников заседания государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и саммита БРИКС в 2015 году.
Поэтому было принято решение о строительстве кольцующего распределительного газопровода от ГРС «Ново-Александровка» до микрорайона «Затон». Реализация проекта позволит эффективно распределить имеющийся резерв ГРС и повысить надежность газоснабжения города Уфы. В 2013 году выполнены проектные работы и проектно-сметная документация в полном объеме направлена на государственную экспертизу. Завершение строительства планируется в нынешнем году.
– Завершена ли в ООО «Газпром трансгаз Уфа» реформа системы управления?
– Принципы делегирования и распределения ответственности, подходы и организационные решения, которые мы начали последовательно внедрять в систему управления, позволили перейти к более эффективной модели взаимодействия управленческого звена и трудового коллектива на основе постоянного конструктивного диалога, поиска компромиссов в решении производственных задач и взаимной помощи на всех этапах того или иного проекта. Эта система прекрасно работает. Результаты очевидны: теперь производственные планы выполняются в установленные сроки и с должным качеством, ключевые показатели достигаются согласно установленным ОАО «Газпром» требованиям.
– Насколько успешно развивается взаимодействие с региональными властями?
– Буквально в мае текущего года на Петербургском международном экономическом форуме Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Президент Башкортостана Рустэм Хамитов подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает взаимодействие в рамках работы по обеспечению бесперебойного функционирования Единой системы газоснабжения и развитие газового, нефтехимического и газотурбинного производств в Башкортостане. В частности, предусмотрено создание на базе ЗАО «Уфа-АвиаГаз» совместного предприятия с участием Республики, ОАО «Газпром» и ОАО «УМПО» по сборке, ремонту, испытаниям и сервисному обслуживанию газотурбинных двигателей АЛ-31СТ. Планируется формирование в регионе центра газохимического инжиниринга, предполагается активизация усилий, направленных на перевод общественного транспорта на газомоторное топливо. Например, только в Уфе запланировано строительство двух новых АГНКС.
– Шамиль Гусманович, в июле вам исполнилось 55 лет. Сердечно поздравляем и желаем новых свершений. С каким настроением вы встретили юбилей?
– Настрой очень позитивный. Газотранспортное предприятие в Башкортостане я возглавляю два года, и еще очень много проектов впереди. Уверен, что все наши идеи и замыслы осуществимы.

Беседу вел Денис Кириллов 

 

 

К списку статей